История

Звезда Павла Власова

Фото: Павел Власов

Павел Николаевич Власов не нуждается в представлении. Его имя известно любому человеку, который мало-мальски интересуется авиацией. Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, он выполнил большой объём летных испытаний на МиГ-29К. Участвовал в испытаниях МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций.

Он возглавлял ОАО «Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М.М. Громова», огромное градообразующее предприятие, на территории которого исторически базируются летные базы многих самолетостроительных КБ и фирм.

Павел Власов также руководил ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина».

Восхождение

Что позволило Павлу Власову добиться таких высот и в жизни, и в карьере? Наверно, их истоки лежат в детстве. Он родился 13 октября 1960 года в городе Лебедин Сумской области Украины. Это был небольшой полусонный и заштатный городок, каких на Украине было сотни.

Одной из его достопримечательностей был военный аэродром, на котором вначале находилось Черниговское, а затем Харьковское высшее военное училище лётчиков.

Павел и другие мальчишки с замиранием сердца наблюдали за полетами самолетов, и, может быть, тогда у него родилась мечта о небе.

С.Б. Иванов и П.Н. Власов

Родители Павла не препятствовали мечте паренька стать военным летчиком. Его отец Николай Иванович имел непосредственное отношение к авиации: во время Великой Отечественной войны летал стрелком-радистом, затем служил начальником дивизионной связи. Поэтому он не понаслышке знал многое и о войне, и об офицерской службе, и о самолетах.

Поэтому не удивительно, что Павел поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. Учеба и служба давались молодому курсанту легко и уже через год в 1978 года Павел  сделал первый самостоятельный полет на реактивном учебном самолете чешского производства Л-39. Еще через два года он самостоятельно вылетел на истребителе МиГ-21 разработки всемирно известного ОКБ им. А.И. Микояна, где Власову придется в будущем работать. Может, именно после этих полетов и родилось у молодого курсанта желание стать летчиком-испытателем?

Когда в 1981 году Власов с отличием закончил училище, то ему как одному из лучших выпускников предложили остаться работать в училище лётчиком-инструктором. Хотя он и понимал, что обучение курсантов – это важная работа и для ВВС, и для повышения обороноспособности страны, ему хотелось большего.

Власов решил стать военным лётчиком-испытателем и поступать в Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС в городе Ахтубинск. Но тут судьба вновь улыбнулась молодому инструктору. Школа летчиков-испытателей (ШЛИ) Министерства авиационной промышленности в городе Жуковский объявила очередной набор. Именно в ШЛИ готовили  лётчиков-испытателей для авиапрома. И он в 1987 году поступил в Школу летчиков-испытателей.

На прославленной фирме

После окончания ШЛИ в 1989 году П.Н. Власов стал работать в известном всему миру ОКБ имени А.И. Микояна. Его лично выбрал шеф-пилот фирмы, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР В.Е. Меницкий, возглавлявший в то время ее лётную службу.

Вот что написал Валерий Меницкий в книге «Моя небесная жизнь»:

— Из молодых летчиков я бы еще хотел отметить Павла Власова. Павел был хорошо технически подготовлен, и это естественно — он принадлежал другому поколению летчиков и был одним из его лучших представителей. Он все схватывал на лету, впитывал в себя новое, как губка. Был очень дисциплинированным, к тому же отличался вдумчивостью, аналитическим подходом к заданиям старших товарищей. Он внимательно нас слушал, но при этом сохранял свою индивидуальность, а это очень важно, если ты хочешь достичь вершин мастерства. У Павла эта индивидуальность проявлялась очень ярко.

Я направил Павла на морскую тематику и он наряду с нашими летчиками старшего поколения на ней работал. Этим ему было оказано большое доверие и он это доверие оправдал. Я думаю, что он станет будущим шеф-пилотом фирмы. И Власов им стал.

ОЛЕГ АНТОНОВИЧ,

ГЕРОЙ РОССИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ.

На вопрос, какими основными качествами обязательно должен обладать летчик-испытатель, я всегда отвечаю так: хорошей координацией движений, высоким техническим интеллектом и честностью. Как и у всех людей, у большинства летчиков-испытателей эти качества развиты неодинаково.

За свою долгую работу летчиком-испытателем я встретил только трех летчиков, которые в полной мере обладали всеми этими качествами, и один из них — это Павел Власов.

Отличная природная координация движений в сочетании с хорошим вестибулярным аппаратом легли в основу его высокой техники пилотирования. Это важное летное качество позволило Власову стать одним из самых надежных летчиков для инженеров-испытателей, занимающихся исследованиями летных характеристик самолетов. Какими бы сложными ни были режимы полетного задания, инженеры уверены: если летит Власов — полет будет зачетным. Благодаря своей технике пилотирования Павел стал общепризнанным асом демонстрационных полетов не только на российском, но и на международном уровне.

Высокая техническая образованность наряду с природной смекалкой сделали Власова непререкаемым авторитетом у авиационных конструкторов при решении самых различных проблем, возникающих при разработке как интерфейса летчик — самолет, так и многих вопросов, связанных с улучшением конструкции самолета и его систем.

Честность и порядочность, присущие Павлу, стали основой глубокого уважения, которым он пользуется не только у своих коллег — летчиков, инженеров и техников, но и у высокого руководства.

Н. Диордица, П. Власов и М. Беляев

Отличительной особенностью Павла Николаевича является способность принимать и осуществлять рискованные решения. Находясь рядом с ним, я часто ловил себя на мысли, что никогда не осмелился бы поступить так, как это делает Власов. Но надо признать, что практически во всех таких рискованных решениях он выходит победителем. Причем не только тогда, когда сам осуществляет свои решения, но и когда для реализации задуманного привлекает своих подчиненных. Это говорит о том, что он хорошо чувствует разумную грань риска, быстро и качественно анализирует складывающиеся обстоятельства и трезво оценивает свои способности и возможности своих коллег.

На мой взгляд, самые тяжелые испытания на его долю выпали, когда он из Павла превратился в Павла Николаевича, став не только шеф-пилотом фирмы (что многие ему давно прочили), но и руководителем нашего летно-испытательного подразделения, заместителем Генерального конструктора.

Признаюсь, я с опаской наблюдал за первыми шагами Власова-руководителя, хорошо зная, как непросто дается первый практический опыт управления большими коллективами. Но Павел Николаевич и здесь проявил себя достойно. Работая порой по 24 часа в сутки, он сумел организовать в крайне сжатые временные рамки успешное проведение многих важных испытательных программ.

Преобразованное под его руководством летно-испытательное подразделение не только расширило свои функции, но и изменилось качественно — в первую очередь благодаря оснащению современной вычислительной техникой и средствами коммуникации.

ВАДИМ СЕЛИВАНОВ,

ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ РСК «МиГ».

Я впервые встретился с Павлом Николаевичем в октябре 2008 года. Поджарый, жилистый, очень занятой, одновременно говорящий по двум телефонам, по одному — на русском, по другому — на английском языках. Взгляд глубокий. Решения быстрые, точные. Но внутри уважение и интерес к новому человеку, словно вопрос: «…А сгодишься ли ты на новое дело?»

Демократичный отбор молодых летчиков через многочасовую общую беседу с действующими летчиками-испытателями-миговцами, большая часть из них Герои России и заслуженные летчики-испытатели. Сито индивидуального собеседования с ведущими инженерами по специальности и главное — проверки техники пилотирования на самолетах МиГ-29 и Ил-103 летчиками-испытателями в Луховицах.

Выдержали этот труднейший в моей жизни экзамен только двое. После экзаменов Павел Николаевич, несмотря на занятость, постоянно отслеживал нашу учебу в Школе летчиков-испытателей имени А. В. Федотова и даже выкроил время для обучения нас полетам на штопор на самолете МиГ-29.

Хотелось, чтобы ему всегда хватало сил и здоровья для столь интенсивного темпа работы и жизни. Как летчику — здоровья без ограничений и полетов без приключений!

АЛЕКСЕЙ БОКУНОВ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ РСК «МиГ».

Я познакомился с Павлом Николаевичем при прохождении отбора на испытательную работу. Меня, привыкшего к военной субординации, когда постоянно подчеркивается грань между командиром и подчиненным, поразили его простота и скромность в общении. А ведь он при жизни является легендой авиации!

Позднее, приступив к работе в корпорации, я сразу почувствовал заботу и внимание, которыми окружил нас, молодых летчиков, Павел Николаевич. Такое отношение окрыляет и вдохновляет на профессиональное совершенствование. Я мечтаю стать настоящим летчиком-испытателем, мастером своего дела, каким является Павел Николаевич Власов.

Полеты, полеты, полеты

Особую роль в карьере Пала Власова, как летчика – испытателя, сыграли полёты, связанные с испытаниями корабельного варианта истребителя МиГ-29К. Первый раз он взлетел на нем в далеком 1989 г., а второй — 20 лет спустя. Но это уже был совсем другой истребитель.

— Существенно снизились посадочные скорости у самолета, существенно улучшились характеристики управляемости. Увеличились радиусы боевого применения и возможности боевого применения. Больше стала тяговооруженность. Поэтому уход с палубы авианосца стал возможен в различных метеорологических условиях», — сказал Павел Николаевич после взлета и посадки с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Как считает Власов, работать лётчиком-испытателем в ОКБ им. А.И. Микояна было невероятно интересно и она, эта работа была далека от рутины и повседневности. Но и она была связана с постоянным риском.

26 сентября 2001 года Павел Власов первым поднял в небо истребитель МиГ-29М2, затем два года спустя и МиГ-29ОВТ с отклоняемым вектором тяги двигателей. Он активно участвовал в испытаниях нового истребителя корабельного базированияМиГ-29К, а также МиГ-35 — многоцелевого российского поколения «4++» на базе МиГ-29.

Другой стороной многогранной натуры Власова являлось его участие в международных выставках таких как, Ле-Бурже (Франция), Фарнборо и Фэйрфорде (Великобритания), Берлине (Германия), Дубае (ОАЭ), Бангалоре (Индия) и других, в частности, МАКСах, в демонстрационных полётах на самолётах, разработанных в РСК «МиГ». Именно отточенное мастерство пилотирования Павла Николаевича, способствовало завоеванию мирового престижа корпорации и отечественной авиационной техники в мире.

В июле 2006 года шеф-пилот корпорации «МиГ» Герой России Павел Власов в ходе авиашоу «Эйр Тату», ежегодно проводимого на аэродроме Фэйрфорд перед салоном Фарнборо (Farnborough), получил две награды: Мемориальный меч короля Иордании Хусейна, под патронажем которого организовано и проводится шоу «Эйр Тату» и Мемориальный переходящий приз имени маршала авиации Дениса Миллера за пилотирование не имеющего аналогов в мире сверхманевренного истребителя МиГ-29 с отклоняемым вектором тяги (ОВТ).

П.Н. Власов, В.В. Путин

За высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные при испытаниях и доводке новой авиационной техники, указом президента Российской Федерации в 1996 году П.Н. Власов награжден орденом Мужества. За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, П.Н. Власову присвоено звание Героя Российской Федерации (1998), почётное звание «Заслуженный летчик-испытатель РФ» (2003).

Новые горизонты

С 2002 года Павел Николаевич работал заместителем генерального директора по лётной работе – начальником Лётно-испытательного центра имени А.В. Федотова – начальником летной службы РСК «МиГ».

В его состав входили лётно-испытательные комплексы в городах Жуковский, Луховицы и Ахтубинск. Штат работников Лётно-испытательного центра приближался к полутора тысячам человек.

В 2010 году Павел Власов стал начальником ОАО «Летно-исследовательский институт им М.М. Громова. Соглашаясь принять должность начальника ЛИИ, одним из условий он поставил сохранение статуса действующего лётчика-испытателя РСК «МиГ».

При этом на него свалился огромный объем организационных вопросов — материально-технических, финансовых, кадровых в первую очередь, который требовал круглосуточной работы.

Большое количество принципиальных вопросов, по которым существовали различные точки зрения, решались не директивным указанием, а методом обсуждения и убеждения. В результате Павлу Николаевичу удалось сформировать коллектив единомышленников.

Наверное, не найдется много людей, которые могли бы совмещать летно-испытательную и руководящую работу так успешно, как делал это Власов.

Для людей, работающих в ЛИИ, Павел Николаевич являлся непререкаемым авторитетом. Так сложилось не только потому, что он был большим начальником. При его требовательности к людям он был требователен в первую очередь к себе. На его поддержку всегда было можно рассчитывать, и он разделял со своими подчиненными ответственность за общую деятельность.

Выше нас только звезды!

24 ноября 2017 года, Генеральный директор Госкорпорации «РОСКОСМОС» Игорь Комаров представил коллективу ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина» (ЦПК им. Ю.А.Гагарина) нового главу – Павла Власова.

С женой и сыном

— Уверен, что коллектив ЦПК под руководством Павла Николаевича Власова продолжит успешную работу по развитию пилотируемой космонавтики России», — сказал Игорь Комаров.

И Власов с этой задачей справился. С его приходом в ЦПК произошли не только структурные, но и другие  изменения. В частности, для космонавтов была введена обязательная вертолетная подготовка.

Власов всегда считал, что «нам нужны космонавты-универсалы, которые могут быть командирами пилотируемых кораблей и станции, бортинженерами, врачами, учеными, проводящими научные эксперименты на борту МКС. Полагаю, в интересах лунной и последующих программ в России будут готовить не только космонавтов-испытателей, но и космонавтов-исследователей, подчеркнул он.

Власов активно вел работы по подготовке к пилотированию нового корабля «Федерация» («Орел»), по реализации лунных планов, по интенсификации работы на борту Международной космической станции.

Говоря о роли человека на борту МКС и других космических аппаратов, он утверждал, что «люди без подпорки автоматов не смогут работать, а автоматы — без влияния людей, особенно в деятельности на других планетах. Без людей нам не обойтись», уверен Власов.

В настоящее время Павел Власов находится на пенсии, но тем не менее, активно участвует во всех мероприятиях, связанных с авиацией и космосом.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»