Армия

Может ли билборд заменить идею, или на чём зиждется мотивация бойца воевать

Может ли билборд заменить идею, или на чём зиждется мотивация бойца воевать

Фото: Из личного архива автора

Мотивированность армии и флота в защите своей страны, когда государство подвергается де-факто экзистенциальной угрозе — одна из составляющих Победы над врагом. Структурно она складывается из идеологии и воспитания, заложенных в граждан с детских и подростковых лет, из доверия к руководству страны, отражающему интересы подавляющего числа граждан, из готовности к ратному делу, придающему уверенность на поле боя, и, безусловно, финансовой составляющей. О денежном довольствии бойцов и премировании за инициативу в схватке с врагом, за сбитые самолеты и уничтоженную боевую технику заботились во все времена.

В годы Великой Отечественной войны Иосиф Сталин, возглавляющий ГКО (Государственный комитет обороны) уделял вопросам поощрения солдат и офицеров особое внимание. К примеру, за каждый вылет бомбардировщиков Балтийского флота на Берлин государство платило по 2000 рублей, и никто не считал фактор поощрения за успешное ведение боевых действий меркантилизацией. При этом, конечно, стоит отметить, что награждение боевой наградой бойцами ценилось гораздо выше, чем денежная премия.

Мало того, денежное довольствие и идеологическая подготовка, то есть внутренняя мотивация в правоте своего дела, не опровергали, а дополняли друг друга. Забота государства проявляется в различных плоскостях, в том числе в обеспечении воина всем необходимым. Так рождается доверие к власти, уважение к ней, в какой-то степени единение задач народа и государства, осознание правоты своего дела.

Однако, на первом плане всегда идеология. Трудно совместить билборд с героем Специальной военной операции и рекламный щит с гигиеническими прокладками. Проезжая мимо, человек вряд ли проникнется тревогой за судьбу страны, наблюдая столь контрастное чередование смыслов… Профанация форм подачи смыслов налицо.

Происходящее на фронтах будет казаться обывателю с видео-клиповым мышлением чем-то сторонним, его не касающимся. Он будет продолжать жить своей маленькой жизнью, не особо задумываясь о судьбах страны и полагая, что его роль мизерна, что от него мало что зависит, обойдутся без него. Ведь есть силовики, герои, те, кто сделает мужскую работу без его участия… Мало того, средний обыватель даже не верит, что все происходящее серьезно. Спецоперация где-то далеко, армия и спецслужбы справятся и без его «ничтожной персоны»…

ОДНИХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР МАЛО

В период эпидемий, катаклизмов и боевых действий особенно важно осознавать, что без всенародной поддержки политического курса руководства государства ситуация в любой стране может стать непредсказуемой. В этом смысле противодействие таким тенденциям децентрализации власти и расшатывания устоев, как сепаратизм, разжигание социальной и конфессиональной вражды, ниспровержение моральных устоев, требует не только внимания структур, призванных защитить страну от развала и экономического коллапса.

Аффилированные с центральной властью силовые ведомства, безусловно, должны оперировать эффективными методами для борьбы с этими угрозами. Их деятельность направлена на защиту многонационального общества, коим является наш полиэтнический социум, от любого нашествия. В том числе от фейков — производных манипуляций ЦИПСО (Центров информационно-психологических операций). Как известно, только на Украине под личным контролем директора ЦРУ Уильяма Бернса было создано четыре подразделения ЦИПСО, входящих в структуры Сил спецопераций.

Но справиться с этой напастью, которая исходит от специально заточенных на асимметричную войну профессионалов, обученных всевозможным методикам манипулирования сознанием, не так просто. А вернее невозможно без так называемого обратного инжиниринга. Изучив способы и методологию информационной борьбы противника, его оснащение, включая колл- и кибер-центры, исследовав методы воздействия на человеческое сознание, группа российских ученых во главе с Александром Тюриковым пришла к выводу, что эти манипуляции носят системный характер, но результаты этого воздействия рапределяются по стратам неравномерно. А следовательно, бороться с негативными последствиями информационного воздействия, нужно не масштабируя проблему, а решая ее целевыми точечными мероприятиями в сфере медиа и контр-пропаганды. Не затрачивая колоссальные бюджеты, а находя наиболее оптимальные средства донесения информации. Так же важно, кто и кому ее будет доносить (лицо, вызывающее доверие) и на какой платформе появится опровергающая фейк информация.

Проблему неравномерного воздействия СМИ на различные категории населения в рамках государственного задания весной 2022 года исследовали в департаменте социологии Финансового университета при Правительстве РФ. Социологическое исследование уровня доверия населения к власти опиралось на анализ различных СМИ и социальных сетей, а также на фокус-групповые интервью с представителями целевых аудиторий.

В выборке были представлены студенческая молодежь, население среднего возраста и предпенсионное (пожилое) население. Были выявлены основные источники получения информации о деятельности государственных органов власти, уровень доверия к источникам и деятельности государственных органов на примере периода пандемии COVID-19.

Как выяснилось, наиболее популярными и доверительными источниками информации о деятельности федеральных органов власти во всех возрастных категориях опрошенных являются независимые новостные интернет-ресурсы и интернет СМИ.

При этом для студенческой молодежи самыми популярными источниками информации являются мессенджеры и социальные сети, новостные агрегаторы и новостные интернет СМИ. Наибольшим доверием среди молодежи пользуются медиаресурсы, которые считаются независимыми или не имеют свидетельства о регистрации СМИ.

Представители населения среднего возраста положительно высказались о новостных агрегаторах, государственных и независимых новостных интернет-СМИ, тогда как представители предпенсионного и пожилого населения старше 55 лет предпочитают получать информацию из федеральных ТВ-каналов и независимых новостных интернет-источников.

КОМУ ДОВЕРЯЕТ НАРОД

Участники исследования вне зависимости от возраста высказали недоверие к материалам экспертов и журналистов, транслирующих позиции государства. Как ни странно, такие популярные персоны, как Владимир Соловьев, Дмитрий Киселев и Маргарита Симоньян не обладают тем уровнем доверия, который бы способствовал положительному рейтингу Правительства или военного руководства страны. В какой-то степени замыленные персонажи даже представляют некоторую опасность для сохранения стабильности в стране. Шапкозакидательство, насмешки и даже внешний вид некоторых телезвезд не оставляет им шанса не стать со временем телеизгоями, от которых власть захочет избавиться и передать донесение информации населению более молодым и независимым журналистам. Либо новым рупорам, которые возникают без разнарядок и не обогащаются на пропагандистской работе.

В этом смысле сегодня доверием обладают блогеры и военкоры, непосредственно находящиеся в зоне военной спецоперации, люди, связанные с армией непонаслышке. Речь идет об Александре Сладкове, Евгении Поддубном и Александре Коце. Растет популярность авторов ТГ-каналов, доносящих до аудитории нецензурированную информацию, где при абсолютной поддержке государства и целей Вооруженных сил России, вскрываются и негативные моменты, связанные с организацией обеспечения войск.

Что касается действий ЧВК «Вагнер» и ТГ-каналов, освещающих боевую работу «музыкантов», здесь прослеживается интерес молодого и среднего поколения к данным пабликам, дающим информацию без прикрас, зачастую в черно-белых тонах, без клише и пропагандистских штампов.

В негативном контексте с точки зрения достоверности информации респонденты исследования упоминали страницы, группы, сообщества в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.).

ЧЕТКО ПО ПОЛОЧКАМ И ПО КАТЕГОРИЯМ

Относительно уровня доверия к органам государственной власти, исходя из результатов исследования, можно отметить следующее:
• Среди молодежи в возрасте до 25 лет доверие федеральным органам государственной власти в период пандемии и военной спецоперации не изменилось, однако, по словам участников, осталось на низком уровне;
• Доверие населения среднего возраста осталось на неизменно высоком уровне. Участники исследования в основном положительно высказывались о деятельности органов государственной власти в кризисный период;
• Большинство респондентов предпенсионного и пожилого населения старше 55 лет высказались о том, что их уровень доверия к власти не изменился. Отмечалось, что несмотря на обстоятельства доверие к власти как было взвешенным, так и осталось.

Таким образом, ученые на основе многочисленных опросов и выводов масштабного исследования доказали, что отношение разных групп населения к деятельности органов государственной власти существенно отличается. Уровень доверия к власти напрямую зависит от типов источников, получения информации. И что важно — от журналистов и телеведущих, которые эту информацию доносят. Настало время, когда в одночасье можно превратиться в говорящую голову, исторгающую не просто воду, а лаву, в которой сжигается любое доверие. Ведь «топить за власть» иногда может означать «топить власть». Без опоры на социологов и специалистов в сфере медиа, психологов и людей, отвечающих за моральное состояние общества здесь не обойтись. Создать пантеон героев из реальных людей, защищающих интересы страны, смогут только те, кто имеет на это моральное право.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»