Общество

Магомед Толбоев: «Надо готовить настоящих лётчиков, а не операторов при компьютере»

Магомед Омарович Толбоев

Авиационная общественность на этой неделе отмечает сразу два юбилея – 100-летие конструкторского бюро А.Н. Туполева и 75 лет со дня основания Школы лётчиков-испытателей (ШЛИ) имени Александра Федотова. Туполевцы – 22 октября, ШЛИ и её выпускники – 20-го. Надо сразу сказать, что это две глыбы отечественной авиации. Одна команда самолёты (и какие самолёты!) делала, вторая команда учила эти (и другие тоже!) самолёты летать. Впрочем, выпускники ШЛИ испытывали все летательные аппараты – вертолёты, автожиры, планеры и даже космические корабли. На многоразовой космической системе «Энергия-Буран» готовились лететь выпускники ШЛИ Игорь Волк и члены его «волчьей стаи». Не сложилось по причине предательской политики тогдашнего руководителя СССР М. Горбачёва. Но космосамолёт «Буран» эти люди научили летать, в автоматику его систем управления были прописаны алгоритмы пилотирования гениальных лётчиков-испытателей. И его успешный орбитальный полёт в беспилотном режиме состоялся! Чем, к слову, утёрли нос американцам, у которых шаттлы без участия человека не были способны совершить благополучную посадку. В начале 1990-х, когда американцам открыли двери ко всем нашим секретам, они, естественно, мимо ШЛИ в Жуковском не прошли, высматривали, вынюхивали, изучали.

Школа – день сегодняшний

Чтобы узнать, как сегодня живёт самая крутая в мире школа лётчиков-испытателей, «Аргументы недели» обратились к её знаменитому выпускнику 1981 года заслуженному лётчику-испытателю, Герою России, космонавту-испытателю и члену «волчьей стаи» Магомеду Толбоеву. Этот человек – настоящий боец по духу, ему не страшен ни враг, ни чёрт. Он способен сказать всё, что абсолютное большинство героев-лётчиков не готово озвучить в публичном пространстве. Магомед Омарович не то что говорит как есть, он режет по живому. Его девиз «Смерть Америке – слава России!» слышал десяток и больше лет назад и слышу сегодня – он себе не изменяет. Однажды в фешенебельном ресторане в центре Москвы он посмотрел мне в глаза, улыбнулся и сказал: «Смотри, что с этими будет!» Встал с бокалом, выдал, и громко, на весь зал, свой девиз, и я поразился, как лощёная публика склонилась и съёжилась над своими яствами. Им страшно стало…

– Магомед Омарович, в каком состоянии сегодня Школа лётчиков-испытателей в Лётно-исследовательском институте имени М.М. Громова?

– Теоретически ШЛИ есть. Приходят заводские лётчики, получают бумажки, что прошли обучение. Я, когда выпускался, как и все, сдавал экзамен на двух самолётах, по жребию – на истребителе и тяжёлом. Мне повезло, по экзаменационному билету достался Су-7Б, говорят, кто на нём не летал – тот не лётчик (посадочная скорость Су-7Б – 360 км/ч!). И тяжёлый четырёхмоторный турбовинтовой Ан-12. На Ан-12 имитировали отказ двигателя на взлёте, выключение, потом посадка с выключенным двигателем, а потом ещё одна посадка с выключенными двумя двигателями. Это была жесточайшая система подготовки лётчиков-испытателей. Школа! Нынче ничего нет – даже самолёта Ан‑2 нет, Як‑18 нет. Школа, правда, работает, теорию проходят, сертификацию прошли, получили теоретическую бумажку, потом они отправляются к себе на авиазавод, там их проверяет шеф-пилот и говорит: «Ты готов!» Совершенно непонятно.

– То есть заводские лётчики приезжают и без лётной подготовки получают сертификат лётчиков-испытателей? По меньшей мере это странно…

– Это оскорбительно для русской авиации. Я мог бы промолчать. Но армия, запомни, умирает последней, после народа. Ахтубинск – по сути, военная приёмка того, что прошло через лётчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова. Заказ выполнен или нет? Боевое применение – это уже Липецк – те же боеприпасы соответствуют уровню самолёта? А всё начинается со ШЛИ и ЛИИ.

Понимаю, что вы сегодня считаете себя русским офицером. И всё же, как готовились в ШЛИ штурманы-испытатели, инженеры?

– Все, кто привязан к самолёту на уровне испытаний, проходили обучение и подготовку. Не как на авиазаводах. Это другое. А Школа лётчиков-испытателей – это высший уровень, своего рода каста.

– То есть если это инженер, то это высший уровень?

Да, он знает самолёт от винтика до винтика. Я не бортинженер, а лётчик, но каждый самолёт, который поднимал, изучал полностью: двигатели, системы управления, кислородное оборудование и так далее. Мы с Анатолием Квочуром летали на Су-27 по всему миру. Он, например, в Дели, оформлял полётную документацию, а я заправлял и обслуживал самолёты, вводил данные в компьютер, вычислял, исчислял. Так нас готовили. А сегодняшние пилоты по большому счёту операторы, не лётчики. Держатся за джойстики.

– Есть какое-то движение по возрождению школы лётчиков-испытателей?

Ноль. Как рыбину вытащили на берег, она жабры раздувает, и всё…

– А куда делись техника, самолёты и вертолёты, на которых летали и обучались слушатели школы?

У школы было 123 воздушных судна.

– 123? С ума сойти!

– Ан-24, Як-40, Як-42, Ил-76, Ан-12 и другие. Ресурс у транспортных выбили в 90-е годы, таская китайские пуховики. Теперь говорят – дайте нам самолёты. Государство тоже не бездонная бочка, есть предел. Но работать и готовить настоящих лётчиков надо – не операторов при компьютере. Были всегда мастера своего дела. Нас набирали из воинских частей, конкурс был, как в МГИМО. Сейчас идут пилоты с заводов, и заводы оплачивают обучение. Дальше – больше! Настоящие лётчики становятся всё старше. Где молодёжь?

Туполев – трижды Герой. А наследники?

Трижды Героем Соцтруда стать по блату невозможно. Андрей Николаевич Туполев был настоящим авиагением, умел воевать за свой коллектив и побеждать. Сегодня, в год столетия со дня основания, фирма его имени пребывает в достаточно комфортном состоянии – стратегический сверхзвуковой Ту-160М вновь в серии, пассажирский Ту‑214 планируют строить там же в Казани по 20 бортов в год. Где-то в глубинах конструкторских идей прячутся работы над ПАК ДА – Перспективным авиационным комплексом Дальней авиации. Но есть вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ответственных лиц.

Давайте вспомним Ту-334. Этот лайнер давно мог бы показать способность российского авиастроения обойтись без импортных агрегатов, комплектующих и всего остального. Но вместо начала серийного производства уже почти 20 лет назад Ту‑334 пытаются героически импортозаместить «Суперджет». У которого и с дальностью не очень, и двигатели родные пока в работе… Есть ещё одна разработка туполевской фирмы – Ту‑330. Это совершенно конкретная замена среднему военно-транспортному самолёту Ан-12 (первый полёт в 1957 году). Его конкурент Ил‑276 тоже не делается. Так будет у России средний военно-транспортный самолёт, да пусть не военный, а просто транспортный или нет? Был бы жив и здоров Андрей Николаевич Туполев, он бы точно разобрался. А нам остаётся ждать и надеяться, что ситуация вокруг России заставит работников Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК») пошевелиться на благо государства.

Но хочется добавить своё, личное. По работе летать пришлось очень много, вероятно, на всех типах пассажирских воздушных судов. И пусть вокруг говорят «Ах, боинг!» Но лучше полёта, чем на Ту-134, я себе не представляю.

ШЛИ им. А.В. Федотова

Школа лётчиков-испытателей, с 1984 года имени Александра Васильевича Федотова, – это намоленное место для всех лётчиков-испытателей отечественного авиапрома, а в прошлом Министерства авиационной промышленности (МАП). Из почти 900 выпускников около сотни стали Героями Советского Союза и России, более 250 – заслуженные лётчики-испытатели. Погибли – более 120 человек.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»